Родственники актера и режиссера до сих пор думают, что его ранняя смерть – криминал или мистика.
По официальной версии, Шукшин умер от обширного инфаркта миокарда в 1974 году на съемках культовой картины Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Актеры жили на теплоходе «Дунай».
Компанию Бондарчук подобрал поистине звездную: Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Ирина Скобцева, Евгений Самойлов.
А Василий Макарович перед самым началом съемок угодил в кунцевскую больницу с язвой желудка. Курил Шукшин много, одну за одной. И кофе поглощал литрами. Но врачей не любил, тянул до последнего. Изведет себя до страшной худобы и землистого цвета лица, а когда уж станет совсем невтерпеж, ложится на месяц в больницу. Оператор Анатолий Заболоцкий вспоминает:
- Лечащие врачи в Кунцево опекали его. Демонстрируя кардиограммы Макарыча, говорили (при мне это было): «Сердце у тебя — слава Богу, кофе пока пей, а курить лучше бросай».
Некоторые коллеги Шукшина до сих пор называют его смерть убийством. По одной из неподтвержденных версий его отравили. Особенно настораживал беспорядок, оставшийся в каюте актера. Жена его Лидия Николаевна не исключает и криминальную версию:
- Я уверена: в ту ночь произошло убийство, чего Вася и боялся в последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью: отец, семь дядей и два двоюродных брата.
Василий Макарович боялся, что может последовать их печальному примеру. Его супруга тоже испытывала неприятное предчувствие, все молилась: «Господи, дай ему скорее вернуться со съемок! Дай Бог, чтоб ничего не случилось!»
Но случилось. Узнав о причине смерти, Лидия Николаевна сильно удивилась:
- Когда на разных уровнях заявляют, что не выдержало больное сердце Шукшина, мне становится горько. Вася никогда не жаловался на сердце.
Коллеги Шукшина видели, как во время съемок, за день до кончины, он на сигаретной пачке нарисовал похоронный процесс, назвав картинку «Смерть в тумане». А незадолго до этого, в сентябре 1974 года, Заболоцкий и Шукшин ехали на «Мосфильм» мимо Новодевичьего монастыря. Ту поездку оператор помнит до сих пор:
- Весело было на душе — «Разин» запущен в работу, везем добрые вести из Госкино... Шукшин рассуждает: «Премии и ордена нынче не имеют значения, а вот Новодевичье кладбище, если снимем «Разина», пожалуй, завоюем», — и потер ладони.
Дочь Шукшина – Мария, вспоминая о звездном отце, посетовала, что его забыли. Сейчас на слуху Бузова да Киркоров – такие времена…