Вселенная более необитаема, чем считалось ранее

Наша Вселенная почти безжизненна. В ней 100 миллиардов наблюдаемых галактик. Но сложная жизнь, подобно земной, может быть только в одном случае из десяти.

Вселенная более необитаема, чем считалось ранее

В остальных случаях существование какой бы то ни было жизни, за исключением микробных форм, делают невозможным звёздные взрывы, известные как гамма-всплески. Учёные уже давно задумывались над тем, могли ли такие всплески навредить и Земле.

Вспышки начали наблюдать с 1967 года при помощи спутников, которые были построены и запущены для выявления испытаний ядерного оружия. Гамма-всплески бывают двух видов: краткие и длительные. Краткие – менее секунды, длительные – десятки секунд.

Краткие вспышки наблюдают, когда, скорее всего, две нейтронные звезды или чёрные дыры сливаются друг с другом. Длительные происходят, когда массивные звёзды выгорают, коллапсируют и взрываются. Это бывает редко, но и выплеск энергии при этом в сотню раз больше.

Вспышки не убивают жизнь на соседних планетах, но участвуют в этом процессе, запуская цепь химических реакций, которые разрушают озоновый слой атмосферы. А уж выжечь после этого смертоносным ультрафиолетовым излучением поверхность планеты – дело техники. Для этого понадобится несколько месяцев или лет. В любом случае подобной обработки будет достаточно для массового вымирания видов.

Учёные выяснили, что многие звёзды являются настоящими монстрами-убийцами. Земля вполне могла подвергнуться воздействию смертоносной вспышки за последний миллиард лет. Этим можно объяснить глобальный катаклизм 450 миллионов лет назад, который стёр с лица Земли около 80% видов.

Было сделано ещё одно очень важное открытие. Наиболее частому воздействию гамма-всплесков подвергаются планеты в центре Вселенной. А ведь именно там и искали жизнь все эти годы. Естественно, безрезультатно. Учёные пришли к выводу, что жизнь возможна лишь во внешних областях крупных галактик (к слову, наша Солнечная система удалена от центра на 27 тысяч световых лет).

Поэтому искать сложные формы жизни нужно в противоположном направлении, на периферии Вселенной. Вот там можно обнаружить и флору, и фауну, и сгустки интеллекта.