«Шансов, похоже, нет…»: сегодня 20 лет со дня гибели подводной лодки «Курск»
Капитан-лейтенант ВМФ Дмитрий Колесников, оставшись во время трагедии, разыгравшейся в Баренцевом море, за старшего, вел бортовой журнал боевого судна до последней минуты.
Капитан-лейтенант ВМФ Дмитрий Колесников, оставшись во время трагедии, разыгравшейся в Баренцевом море, за старшего, вел бортовой журнал боевого судна до последней минуты.
Благодаря записям Колесникова, мы знаем, что, спустя два часа после взрывов 12 августа 2000 года, 23 человека на борту АПЛ «Курск» были еще живы. Последняя запись сделана в 15.15. Первые строки предсмертного послания капитан-лейтенант посвятил жене:
«Олечка, я тебя люблю, не переживай сильно. Г.В. привет. Моим привет. Митя. 15.15».
Далее почерк изменился (видимо, пропало освещение):
«Здесь темно писать, но наощупь попробую... Шансов, похоже, нет. % — 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/c отсеков, некоторые находятся в 9-м, и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».
Предсмертное письмо Дмитрий вырвал из бортового журнала, свернул вчетверо два листа бумаги и положил в левый нагрудный карман. Обнаружили послание только в октябре 2000 г. во время водолазных работ. Мертвый 26-летний капитан-лейтенант сильно прижимал заветные листочки рукой к сердцу. Благодаря этому, морская вода не сильно повредила текст. Он был вполне читабельным.
А в новостях по телевидению тогда утверждали, что подводники (сколько человек точно, неизвестно) оставались живы и 13-го, и 14-го, и 15-го августа. Последние стуки с «Курска» были якобы зафиксированы 16-го августа. Но сообщение о гибели всего экипажа АПЛ озвучили только 21 августа.
Жена Дмитрия (а расписались они за несколько месяцев до трагедии) призналась: муж посвящал ей пророческие страшные стихи, в которых говорил, что даже умирая, будет любить Ольгу. А вот строки одного из последних писем Колесникова:
«Я утонул в тебе, в твоих глазах и душе, как настоящий подводник - без пены и даже единого булька. Отважный капитан теперь твой вечный пленник, свободы не хочет...»
Свой опознавательный жетон подводник никогда не снимал, говорил Ольге: «Если со мной что-то случится, ты по этому жетону меня всегда опознаешь». Перед последним походом он оставил его дома. Вместе с нательным крестиком.
На могильной плите капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге день его гибели не обозначен, его не знает никто. Но, говоря высоким штилем, можно утверждать: офицер был верен кодексу подводников и чести до последнего вздоха.
Давайте сегодня в 15.15 просто помолчим… В эти минуты 20 лет назад последний раз выходил на связь экипаж атомного подводного ракетоносца «Курск» из 118 человек в лице командира турбинной группы дивизиона движения Дмитрия Колесникова.
А вот белорусы молчать не хотят. Недовольные результатами выборов президента, они устроили протестные выступления, а в Пинске мирным жителям удалось даже ОМОН прогнать, в очередной раз доказав: вместе мы – сила!