О последних минутах на борту SU1492 рассказал инженер Дмитрий Харинин, летевший в командировку в Мурманск.
В командировки Дмитрий летает уже 11 лет, так что опыт подобных перелетов у него солидный. При взлете самолет несколько раз подкинуло на полосе, но Харинин не испугался. Он знал, что эта машина легкая, и такое случается и является нормой. Через 5 минут после начала полета лайнер вошел в грозовое облако. Вспыхнула молния и раздался оглушительный удар грома:
- Удар услышали все в салоне. А вот прямого попадания я не видел.
Самолет перестал набирать высоту. У инженера было ощущение, что правый двигатель тянет не в полную силу, а пилот вручную пытается выправить заваливающийся вправо самолет. Через 10 минут бортпроводник сообщил о возврате в Шереметьево из-за технических неполадок.
Экспертам до сих пор непонятно, для чего летчики при посадке увеличили скорость с рекомендованных 240 до 287 километров в час. Коснувшись бетонки, лайнер подпрыгнул. Со второй попытки тоже не удалось зацепиться за полосу.
Вот тут уже стало страшно. Дмитрий поджал ноги, чтобы смягчить удар, но он был такой силы, что надломились стойки шасси и лайнер упал на брюхо. Тут же загорелись оба двигателя. Елозя фюзеляжем по полосе, SuperJet начал разворачиваться влево.
Огонь переместился с крыла на корпус. Задымилась обшивка. В салоне появился легкий сизый дым. И вдруг он неожиданно сменился черным густым смогом. Харинин поднырнул под пелену и стал продвигаться к выходу. Смотреть назад было некогда.
Пелена резко закончилась, и Дмитрий увидел двух бортпроводниц, помогавших пассажирам эвакуироваться из салона. По словам инженера, «все случилось в секунды». Никто из пассажиров, как утверждали некоторые СМИ, не тормозил эвакуацию, тянувшись за ручной кладью. Всем хотелось побыстрей выскочить из горящего самолета.
Дмитрий вспоминает:
- Я сидел у иллюминатора, на месте 10F, как раз с видом на правый двигатель. Те, кто сидел дальше 13 ряда, из салона горящего самолета выбраться не успели.
Спасательные службы, как утверждают в Шереметьево, действовали оперативно. Через 18 минут пожар был потушен, но 41 человек погиб. Пострадавшим начали оказывать первую помощь прямо на полосе.
Второй пилот Максим Кузнецов выбрался из кабины по тросу и бросился на помощь в салон, вытащил двух человек. Погиб 21-летний бортпроводник Максим Моисеев, до конца остававшийся на борту.