EUR 0.00 USD 0.00
 

Экономика

Химкинский лес: ни экологии, ни дороги

 Химкинский лес: ни экологии, ни дороги Из-за несовершенства транспортной системы России срок доставки грузов удлиняется на несколько дней только в пределах европейской части страны, а продукция становится дороже на 10% - 20%. Ежегодная сумма потерь оценивается в 550 - 600 млрд рублей, или около 1,5% ВВП



wellnews.ru
 Химкинский лес: ни экологии, ни дороги В минувшие дни Химкинский лес как-то потерялся за лесом слухов о возможных отставках и назначениях. Между тем последние события вокруг строительства новой скоростной магистрали все более напоминают театр абсурда. Работы стоят, ожидая заседания Общественной палаты. "Экооборона" негодует по поводу задержания Ярослава Никитенко, не сдавшего из-за задержания экзамены в аспирантуру. Милиция разгоняет участников несанкционированного митинга за строительство трассы. А движение "Солидарность" организует коллективную отправку телеграмм членам Общественной палаты, которая будет рассматривать вопрос строительства первого участка скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург в конце недели.
Камень преткновения известен сейчас, пожалуй, каждому - утвержденный маршрут прокладки трассы через Химкинский лес. В ходе предварительных слушаний выяснилось несколько любопытных моментов. Во-первых, у группы общественных активистов не оказалось достаточных аргументов в пользу альтернативных маршрутов: вариантов строительства трассы у них много, но всякий раз - разные, а экологические претензии сводятся в основном к общей риторике - дорога "уничтожит" биоценоз зеленых насаждений и повредит "легким Москвы".
Во-вторых, Химкинского леса как самостоятельного объекта не существует, пригородная - Химкинская - зона является частью Старбеевского леса, высаженного после 1945 года, а вырубка коснется только 98 га, что составит менее 0,01% подмосковных лесов. Не менее интересным стало и то, что, оказывается, в ходе проектирования рассматривались множество вариантов, но только этот - через Химкинский лес - стал результатом компромисса между интересами жителей региона, экологией и развитием дорожной инфраструктуры.
Есть дорога - нет дороги
Прохождение трассы через Химкинский лес предусматривалось в Генплане Москвы еще в 1971 году. К вопросу строительства дублера М10 вернулись в конце 90-х. Предварительно было проанализировано 9 (!) вариантов прохождения трассы. В 2004-2005 годах на основании детального анализа существующих маршрутов, сопоставления социальных, экономических, экологических последствий был выбран вариант прохождения трассы через Химкинский лес. С учетом выхода на головной участок магистрали была запроектирована и Бусиновская развязка.
Строительство дороги от Бусиновской развязки на МКАД в обход Химок через Химкинский лес позволит избежать сноса десятков жилых домов и прокладки дороги через особо охраняемые природные территории. Кроме того, маршрут позволяет максимально отдалить трассу от жилых районов подмосковного города. Проект строительства реализовывался в рамках международного конкурса, что стало гарантией привлечения к проекту компаний, имеющих весомый международный опыт и репутацию в области строительства объектов автодорожной инфраструктуры. В рамках оптимизации, проведенной строителями, в 2009-2010 годах в проект автобана были внесены существенные изменения в соответствии с требованиями европейских технических и экологических стандартов.
С точки зрения технологий дорога обещала стать уникальной для России. 8-10 полосная трасса (если считать переходно-скоростные полосы, то местами 12-полосная) со скоростным лимитом до 150 километров в час и с мощностью до 100 тысяч автомобилей в сутки. По своим характеристикам дорога как минимум не уступает знаменитым германским автобанам.
В соответствии с европейскими стандартами, при строительстве дороги планировалась реализация целого комплекса мероприятий по устранению и минимизации негативного влияния на окружающую среду. Предварительная стоимость природозащитных мероприятий в рамках проекта - свыше ста миллионов долларов. В том числе планируется внедрение систем защиты от шумового и светового воздействий, вызванных строительством и эксплуатацией новой трассы. Будет осуществляться сбор и очистка ливневых и талых вод со всей площади дорожного полотна. В рамках строительства автомобильной дороги запланированы высадки зеленых насаждений на площади, сопоставимой с площадью вырубки в Химкинском лесу.
Изменение маршрута неизбежно приведет к переносу сроков строительства и потребует выплаты штрафов за расторжение госконтракта. По разным данным, в этом случае из бюджета придется выплатить от 3 до 6 млрд рублей (не считая 5-6 млрд рублей, уже затраченных государством на реализацию проекта).
Заколдованный лес
Химкинский лес, "легкие столицы" - часть Старбеевского леса, высаженного после Великой Отечественной войны, занимает площадь около 2000 га и является крупным лесопарком, наряду с Измайловским (1534 га), Битцевским (2208 га) и другими.
Проект строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург через участок Химкинского леса в соответствии с российским законодательством получил все необходимые разрешения и согласования, в том числе прошел экологические экспертизы.
В рамках реализации инвестиционного проекта их было проведено целых три. На стадии технико-экономического обоснования инвестиций (ТЭОИ) 6 сентября 2006 года получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Кроме того, на разных стадиях разработки проект пять раз проходил госэкспертизу, и было получено пять положительных заключений Главгосэкспертизы, которые включают разделы по охране окружающей среды.
По выбранному варианту вырубке подлежит менее 5% территории леса - при оптимизации проекта площадь вырубки леса для прохождения трассы была уменьшена со 144 до 98 га. Ширина просеки была уменьшена до строгого минимума, позволительного для автодороги с 8-10 полосами – до 100 метров. Вырубка будет полностью компенсирована новыми посадками на прилегающих территориях. Помимо этого, проект строительства скоростной трассы предусматривает рекультивацию прилегающих земель леса и "лечение" его подлеска. Кстати, именно в этом, по мнению специалистов Росприроднадзора, больше всего нуждается "спасаемый" лес. В районе Химок лесная территория сильно замусорена, здесь открыто располагаются крупные мусорные свалки.
Может ли вырубка 98 га леса стать неотвратимой экологической катастрофой? Вряд ли. И биоценоз крупнейшего в Москве и области национального парка "Лосиный остров" чувствует себя прекрасно, несмотря на то, что уже давно разделен МКАД на две части.
Москва в дорожной петле
Сейчас Ленинградское шоссе, которое соединяет две столицы с совокупным населением до 30 млн человек, не справляется с резко выросшим трафиком. Для жителей Химок, Зеленограда, Клина, Солнечногорска и всех северо-западных районов Москвы это основной путь на работу. До 150 тыс машин в день стоят в пробке на М10.
Магистраль М-10 - это участок международного транспортного коридора, по которому Москва и центральные регионы страны получают грузы из портов Финляндии и Северо-Запада России. С точки зрения экономики, пробки и низкая скорость движения напрямую влияют на конечную стоимость продукции. Строительство новой магистрали Москва - Санкт-Петербург имеет важнейшее значение не только для пользователей личного транспорта, но и для внутрироссийских межрегиональных грузопотоков. Ежедневно в обоих направлениях по дороге Москва-Санкт-Петербург движется до 3 тысяч большегрузных автопоездов с внешнеторговыми грузами.
Параметры большинства участков действующей дороги М-10 не соответствуют масштабам грузо- и пассажиропотока. Но самым узким местом данной трассы, создающим многокилометровые пробки, является "химкинский" участок, где машины порой застревают на 3-4 часа.
Проблема развития транспортной инфраструктуры в России уже давно переросла уровень отдельных недостатков. Мы отстали от развитых государств на десятилетия. В 2000 – 2010 годах общие темпы ввода в строй новых дорог с твердым покрытием в России снизились в более чем два раза. Если в 2000 году было построено 6,6 тыс. километров новых дорог, то в 2003-2008 годах строилось ежегодно лишь 2,2-2,5 тыс. километров. В 2009 году было построено около 3 тыс. километров. Общая протяженность федеральных дорог за последние 10 лет выросла всего на 3,5 тыс. километров. Из 49 тыс. километров российских дорог, по данным Росстата, только 23 тысячи соответствуют I-II категориям с двухполосным движением и скоростью до 100 километров в час. 92% федеральных трасс приходится на дороги с двумя полосами движения в одном направлении.
Из-за несовершенства транспортной системы России перевозка грузов удорожает конечную продукцию на 10-20%, а срок доставки удлиняется на несколько дней только в пределах европейской части страны. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети, оценивается в 550-600 млрд рублей, или около 1,5% ВВП России.
Ленинградское шоссе - одно из самых старых и изношенных в стране. Уровень его загрузки сейчас в полтора-два раза превысил нормативные значения, достигнув 150 тысяч автомобилей в сутки. Уровень аварийности на этой дороге в три раза превышает средние показатели по федеральным дорогам. В 2009 году из-за аварий на этой трассе погибло 270 человек и 1262 человека получили ранения. Уровень загрязнения на территориях, примыкающих к ней, в 3-5 раз превышает санитарные нормы, при этом автомобили выбрасывают на одном километре шоссе до 250 килограммов вредных веществ в час.
Про плюсы и минусы
Существующий вариант строительства трассы стал итогом многолетнего обсуждения и анализа, компромиссом между интересами граждан, экологией и развитием инфраструктуры. Пересмотр маршрута неизбежно отодвинет стройку на несколько лет, которые понадобятся для обоснования маршрута, для разработки проекта, проведения концессионного конкурса и поисков источников финансирования.
Но любой из обсуждаемых вариантов прохождения трассы неизбежно столкнется с необходимостью проделать просеки на лесной территории или в особо охраняемой природной зоне. И, к сожалению, поиски здорового разумного компромисса между потребностями человека и защитой природы имеют порой весьма условное отношение к риторике защитников леса. Экологические последствия от эксплуатации устаревшей дорожной инфраструктуры, чадящих в пробках автомобилей и заторов на главных трассах страны несопоставимо серьезнее.
Еще

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent


WellNews (Хорошие новости) » Экономика » Химкинский лес: ни экологии, ни дороги
Нашли опечатку? Выдели и жми: Ctrl+Enter


Сетевое издание «WellNews (Хорошие новости)» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 ноября 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67767.


Перепечатка материалов сетевого издания «WellNews (Хорошие новости)» и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможно только при наличии активной ссылки, на новость или на главную страницу.

Настоящий сайт может содержать материалы 18+

Информационный портал «WellNews (Хорошие новости)». © 2009 - 2020